Украина призывает Запад поучаствовать в модернизации ГТС.
Украина призывает инвесторов из Германии вложиться в модернизацию газотранспортной системы (ГТС) «незалежной». Об этом 29 мая заявил украинский премьер Арсений Яценюк во время встречи с главой германского МИД Франком-Вальтером Штайнмайером.
По мнению Яценюка, немецкий бизнес мог бы поучаствовать и в приватизации энергетических объектов Украины, «которые должны быть проданы на прозрачных конкурсах».
Премьер напомнил, что вопросы сотрудничества с немецкими инвесторами будут обсуждаться в ходе украинско-немецкого саммита, который пройдет в июне в Берлине. И что в планах украинского кабмина – «проведение инвестиционных форумов в США и Франции».
Напомним: в сентябре 2014 года на Украине вступил в силу закон о реформировании газотранспортной системы. В рамках реформы управление ГТС должно перейти от государства к компании-оператору, в которой до 49% акций смогут приобрести зарубежные инвесторы из США, Евросоюза или Европейского энергетического сообщества. Участие России в консорциуме по управлению ГТС украинское правительство исключило, что сразу вызвало негативную реакцию Москвы.
Кроме того, новый закон предполагает создание компании-оператора (также с возможным участием резидентов США, ЕС и ЕЭС), которая будет управлять подземными газохранилищами.
Украинский «Нафтогаз» даже сообщал, что ведет переговоры с рядом претендентов на долю в ГТС, и прозрачно намекал, что среди них фигурирует американская Chevron, однако компания комментировать слухи отказалась.
Для справки: пропускная способность ГТС Украины на входе составляет 288 млрд кубометров газа в год, на выходе – 178,5 млрд кубометров, в том числе в страны Европы – 142,5 млрд. Сейчас в ЕС, транзитом через Украину, поставляется около 63 млрд кубометров «голубого топлива». В модернизации ГТС действительно нуждается: на текущий момент ее изношенность составляет до 65%, в зависимости от участка. По различным оценкам, реконструкция обойдется в 10–15 млрд долларов.
Интерес Киева к западным инвесторам понятен. Если Европа и США серьезно вложатся в модернизацию ГТС, у них появится не только политический, но и экономический стимул сохранить украинский транзит. В этом случае Запад гарантированно приложит максимум усилий, чтобы заблокировать строительство альтернативных газовых «ниток» из РФ в Европу – например, тот же проект «Турецкий поток», который сегодня усиленно лоббирует Россия.
В результате, Украина не только сохранит источник доходов в виде платы за транзит «голубого топлива», но и получит дополнительные возможности, чтобы диктовать РФ условия, в том числе политические.
Вопрос только в том, нужен ли ЕС и США такой ненадежный партнер, как Украина. «Незалежная» балансирует на грани дефолта, и едва ли кто-то сегодня может гарантировать политическую стабильность киевского режима. Если в «незалежной» случиться новый майдан, и к власти придут ультрарадикальные националисты, кто поручится, что они не пожелают национализировать ГТС, приватизированную «преступным режимом Петра Порошенко»?
Видимо, это и объясняет тот факт, что до сих пор разговоры об участии западных инвесторов в модернизации ГТС так и не перешли в практическую плоскость. С другой стороны, это дает шанс Москве переиграть и Киев, и Запад.
Как на деле выглядят перспективы украинского транзита, будут ли держаться за него до последнего Европа и США?
– Вариант с привлечением западных инвесторов изначально был тупиковым, – считает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Проблема в том, что Киев не продает ГТС напрямую – он предлагает создать управляющую компанию, которая ГТС владеть не будет. В этой компании иностранным инвесторам украинские власти готовы передать лишь 49% акций ГТС, а контрольный пакет – 51% – оставить в собственности украинского государства.
На таких условиях – в фирму-пустышку – вкладывать деньги никто не станет. Поэтому ни о каких инвестициях, немецких или американских, в данном случае говорить не приходится.
Единственный вариант, при котором эта схема могла бы заинтересовать Запад – если управляющая компания будет еще и следить, чтобы деньги, которые Украина получает за транзит, банально не разворовывались, а шли на модернизацию «трубы». Дело в том, что за все годы независимости Украины деньги за транзит российского газа шли на что угодно, только не на поддержание ГТС в рабочем состоянии.
— Тем не менее, разговоры вокруг возможных вложений Запада в украинскую ГТС не прекращаются. Чего хотят западные инвесторы?
– Запад дал Украине в долг немалые суммы. Все понимают, что расплатиться по кредитам Киев не может. Поэтому Германия и США хотят забрать за долги все украинские активы, которые сочтут нужными, причем по дешевке – на иных условиях у страны-банкрота активы не покупают.
Думаю, если на Украине и будет создана компания по управлению ГТС с западным участием, она будет просто забирать деньги за транзит на собственные нужды, и не станет инвестировать в «трубу». Деньги в этом случае уйдут не украинским олигархам, а западным так называемым инвесторам.
Что касается остальных украинских активов, они будут постепенно «распилены» между инвесторами из разных стран – например, химические и металлургические заводы. Кончится тем, что Украина неминуемо распадется – среди этих западных покупателей просто нет политических сил, которые были бы заинтересованы в развитии и росте «незалежной».
— Такая ситуация дает нами шанс пролоббировать альтернативные пути поставки газа в Европу?
– Российская сторона прекрасно понимает, что перспективы у Украины плачевные, и украинскому транзиту необходимо искать альтернативу. Либо заходить в Европу с севера – расширять «Северный поток», либо с юга – через «Турецкий поток».
На сегодня Еврокомиссия, под давлением США, считает, что Россия все равно должна поставлять газ через Украину, платить за транзит Киеву, и таким способом участвовать в финансировании нынешнего украинского режима.
Москва, понятно, не испытывает от этого восторга. Хотя бы потому, что украинская «труба» – сегодня это очевидно – и дальше не будет модернизироваться, и рано или поздно от нее придется отказаться по причине износа. А поскольку это неизбежный момент, лучше готовиться к нему заранее, и не доводить дело до крайности.
— Обещание «Газпрома» прекратить с 2018 года украинский транзит будет выполнено?
– Я сильно в этом сомневаюсь. К этому времени, думаю, построят две нитки «Турецкого потока». Первая будет ориентирована чисто на Турцию, а по второй можно будет пустить газ, который сейчас идет через Украину в Болгарию, Румынию и Грецию.
Главная проблема, в случае отказа от украинского транзита, – это Италия. В Италию российский газ нужно либо заводить через Венгрию и Австрию, либо строить трубу на юг страны. В любом случае, речь идет о масштабном строительстве, и совершенно непонятно – кто это будет делать, и на какие деньги.
— Может получиться, что в 2018 году поставки российского газа в Европу сократятся, потому что европейцы наладят альтернативные поставки?
– Газ Европе фактически неоткуда брать, кроме как из России. Поэтому поставки российского газа как минимум не снизятся, скорее – наоборот – возрастут. Собственная добыча «голубого топлива» в ЕС неуклонно снижается, а надежды на поток американского сланцевого газа выглядят все более иллюзорными.
— Когда наступит критический момент, когда Европа поймет: настаивать на сохранении украинского транзита – себе дороже?
– Запад сейчас всеми силами поддерживает действующий режим на Украине, чтобы использовать его как инструмент противостояния с РФ. Но положение дел таково, что рано или поздно украинский народ, доведенный нищетой до отчаянья, либо начнет массово бежать из страны, либо попытается отстаивать свои права с оружием в руках. В этой ситуации – масштабной гражданской войны – всем на Западе станет ясно: поддерживать на Украине больше некого и нечего. Вот тогда, на мой взгляд, Европа и начнет горячо поддерживать альтернативные маршруты поставки российского газа…
– Россия твердо намерена отказаться от украинского транзита, и для Украины критически важна судьба ГТС, – отмечает политолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. – План Киева выглядит разумным: продать ГТС немцам, те с Россией как-нибудь договорятся – и транзит будет сохранен. Как известно, у Германии хорошие и давние отношения с «Газпромом», и – в теории – украинский план мог бы ждать успех.
Проблема, однако, в том, что для подобных договоренностей нужны хорошие отношения между всеми сторонами. Поэтому этот фокус у Киева не пройдет, как бы ему ни хотелось и деньги получить, и избавиться от необходимости думать о будущем ГТС.
Надо учитывать и еще момент. Поначалу Украина представлялась Германии вполне привлекательным рынком, и вполне перспективным партнером. Но чем дальше, тем меньше испытывают немцы энтузиазма в отношении «незалежной». В том числе потому, что совершенно непонятно: насколько устойчив президент Порошенко и действующий кабмин.
Немцы видят, что на Украине сохраняется высочайший уровень коррупции, и царит классическая неразбериха – правая рука не знает, что делает левая. Плюс к тому, над страной маячит осязаемая угроза дефолта.
В этих условиях инвестор на Украину может прийти только спекулятивный. Тот инвестор, который хочет купить задешево активы в ситуации, когда они почти ничего не стоят, а потом продать их задорого. Но такой инвестор будет ждать, когда ситуация на Украине станет совсем паршивой, а цены на активы достигнут дна. Что же касается серьезных инвесторов – Украина до них пока не дозрела…
|