Главная » 2019»Май»20 » Улюкаев в Токио: Японцы хотят Курилы, “Сахалин” и Путина | Новости
07:49
Улюкаев в Токио: Японцы хотят Курилы, “Сахалин” и Путина | Новости
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев заявил, что Россия предложила Японии рассмотреть ряд проектов по заводам по производству СПГ для японского рынка на Сахалине, а также вдоль строящегося российского газопровода в Китай «Сила Сибири».
Эти предложение Улюкаев сделал японской стороне во время встречи в Токио с руководством ведущей нефтегазовой компании Японии JDS.
По словам Улюкаева, японцы высказали крайнюю заинтересованность во всех этих проектах, но российская сторона попросила своих контрагентов, как можно быстрее определиться со своими приоритетами в нефтегазовой сфере и назвать, что именно из этих российских предложений им интересно.
Это нужно нашей стране для того, чтобы составить план развития российской нефтегазовой отрасли на ближайшие годы.
Руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что в Японии к этому вопросу действительно есть большой интерес, и там есть силы, которые выступают за то, чтобы проложить прямой газопровод с Сахалина на Японские острова.
«На этот счет в японском парламенте даже имеется целая группа депутатов, которая лоббирует этот законопроект. Поэтому определенная заинтересовать в Японии, конечно, есть, но не надо забывать и о том, что для этого нужно решить ряд технологических проблем, а это будет сделать очень непросто», - резюмирует Кистанов.
Дело в том, что, как отмечает Кистанов, у России есть опыт строительства газопровода по дну Балтийского и Черного морей, но все-таки в этих акваториях нет такой сейсмологичности, как на нашем Дальнем Востоке. Поэтому при реализации данного проекта придется решить гораздо более сложную технологическую задачу.
«Дело в том, что японцы в принципе заинтересованы в том, чтобы природный газ шел в Японию по трубе, поскольку он значительно дешевле, чем СПГ, который сейчас мы туда поставляем. При этом, для нас бы это было бы не очень выгодно, поскольку в таком случае это бы привело к снижению стоимости этого газа, а вот разговоры насчет «Силы Сибири» – очень интересны, ведь речь об этом проекте в рамках российско-японских торгово-экономический отношений зашла во время визита Улюкаева, пожалуй, впервые», - констатирует Кистанов.
По мнению Кистанова, этот проект объясняется тем, что мы не хотим в рамках «Силы Сибири» полностью зависеть от Китая, чтобы Пекин доминировал над Москвой в этом отношении, из чего логичным образом выходит решение о диверсификации поставок по этому газотранспортному пути.
Здесь можно вспомнить опыт Туркмении, которая весь свой газ продает в Китай и сейчас полностью зависит от Пекина. Россия, конечно, это игрок совершенно другого калибра, но очевидное желание Москвы не завязывать все свои дальневосточные нефтегазовые проекты на китайский рынок выглядит логичным и правильным.
«Все эти проекты, конечно, возможны, хотя есть такое понятие, как пределы участия России на японском энергетическом рынке и здесь японцы не будут ставить свою страну в критическую зависимость от поставок российских энергоресурсов. Ведь у нас с Японией на сегодня не очень хорошие отношения и существует целый ряд проблем, в первую очередь политического и территориального характера. У нас до сих пор нет мирного договора с Японией, не говоря уже про японские соглашения с США, из-за чего в контексте российско-японских отношений вовсю играет американский фактор. Можно здесь вспомнить хотя бы проект объединенной ПРО России и Японии», - заключает Кистанов.
С другой стороны, по словам Кистанова, не стоит забывать и про стремление самой Японии диверсифицировать поставки энергоресурсов на свой национальный рынок, которая в этом отношении зависит на 80 процентов от государств Ближнего Востока.
«В этом регионе, как известно, взрывоопасная ситуация и оттуда вести энергоресурсы попросту далеко, и это очень большие транспортные расходы, не говоря уже про пиратство и про то, что торговые пути проходят вдоль морской границы с Китаем. Это, конечно, будет подталкивать Японию уделить в этом отношении больше своего внимания России, поскольку в Южно-Китайском море сейчас крайне сложная обстановка», - резюмирует Кистанов.
Впрочем, здесь не нужно забывать и про тот факт, что японцы поставили себе определенный «максимум» в плане поставок энергоресурсов из России.
Кистанов со ссылкой на своих японских коллег отмечает, что Япония не хочет закупать у нас больше 15 процентов своих национальных потребностей в нефти и газе, поэтому без пересмотра этого внутреннего ограничения реализовать столь грандиозные и революционные проекты, которые предложил в Токио Улюкаев, будет, конечно, нельзя.
Тем более, факты говорят о том, что Россия поставляет в Японию 10 процентов газа и 9 процентов нефти, и это уже серьезная зависимость, которая, на самом деле, сильно беспокоит японскую сторону.
«Уже сегодня энергетика – это главная сфера нашего сотрудничества с Японией, но пока расширение объемов российского участия на японском рынке остается темой неопределенной перспективы, и будем надеяться, что визит Улюкаева позитивно повлияет на эту ситуацию и убыстрит все эти перспективные проекты», - констатирует Кистанов.
Кроме того, интересно, что Улюкаев также заявил, что визит президента России Владимира Путина в Японию возможен, но только в том случае, если он будет посвящен вопросам экономики, что, в свою очередь, также можно объяснить лоббированием со стороны Кремля этих двусторонних торгово-экономических проектов.
Ведь не секрет, что японский премьер Синдзо Абэ буквально «носится» с вопросом нормализации отношений с Россией и решения важного для Японии вопроса Курильских островов, из-за чего Токио постоянно просит Путина приехать в эту страну с официальным визитом, который, впрочем, постоянно откладывается Москвой.
«Абэ хочет добиться решения территориального спора с Россией уже в ближайшие годы и, скорее всего, до того времени, как он сидит в кресле премьер-министра, а это до конца 2017 года. Другой вопрос, что его партия одержала очень убедительную победу на парламентских выборах, и он вполне может нарушить традицию и пойти на третий срок, т.е. до 2021 года, как раз под эгидой лозунга по решению территориального спора с Россией», - резюмирует Кистанов.
Просто, как отмечает Кистанов, японцы видят решение этого вопроса только в виде личных переговоров с российским президентом, из-за чего как раз Абэ и предлагал в Сочи Путину усиление экономического сотрудничества между Россией и Японией. Так что, вполне возможно, что перспектива этих проектов по газу зависит от переговоров между Абэ и Путиным по мирному договору и Курильским островам.